Узлы и системы автомобиля Land Rover, их устройство – ч.3
Для повышения безопасности пассажиров в случае столкновения и устранения «слабины» ремня безопасности, которым пристегнут человек, предусмотрены преднатяжители. Они снабжены пиропатронами, которые активизируются при поступлении соответствующего сигнала с блока DCU. Конструктивное исполнение предполагает встраивание преднатяжителя ремня безопасности в инерционную катушку или замок ремня.
В первом случае, то есть при интегрировании преднатяжителя ремня безопасности в инерционную катушку, предусмотрена его связь с пружиной, выполняющей функцию втягивания ремня. В случае сильного фронтального удара блок DCU отправляет сигнал, вызывающий срабатывание всех преднатяжителей ремней безопасности. Оборудование каждого из них пиропатроном и газогенератором обеспечивает приведение преднатяжителей в действие.
При использовании преднатяжителя, встроенного в инерционную катушку ремня безопасности, происходит воздействие расширяющегося газа на поршень, который соединен с рабочим колесом катушки. При этом, на переднем сидении, ремень безопасности натягивается, обеспечивая надежность удержания пассажира. Активизация преднатяжителей ремней безопасности начинается при поступлении сигнала управления с блока DCU, который появляется вследствие фронтального удара автомобиля, если его сила превысит определенную пороговую величину. Для обоих сидений – левого и правого, в автомобиле используются два одинаковых преднатяжителя.
Встраивание преднатяжителя в инерционную катушку ремня безопасности
- выходное отверстие для газа;
- трубка, содержащая горючее вещество;
- болт для крепления инерционной катушки;
- катушка;
- фиксатор шестерни;
- шестерня;
- направление вращения.
Встраивание преднатяжителя в замок ремня безопасности
- замок;
- электроразъем;
- поршень
- корпус поршня;
- направление перемещения поршня
- газ расширяющийся;
- газогенератор/пиропатрон;
- тросик стальной;
- гофрированный чехол.
Расположение преднатяжителей предусмотрено вдоль боковых внешних сторон передних сидений, и имеет горизонтальную ориентацию. Воспламеняющийся пиропатрон находится в основании поршня, имеющего возможность поступательно перемещаться внутри цилиндра. Данный поршень подсоединен к стальному тросику, который за противоположный конец крепится к замку ремня безопасности. При поступлении с электронного блока DCU сигнала об активации преднатяжителя, происходит поджиганием воспламенителем горючего вещества. Сгорание последнего сопровождается выделением значительного количества газа, вызывающего повышение давления в цилиндре. Газ, расширяясь, заставляет перемещаться поршень по цилиндру. Это поступательное движение вызывает натяжение тросика, прикрепленного к поршню, что в свою очередь заставляет замок ремня безопасности перемещаться вниз, снижая «слабину» ремня.
Датчики удара
Для фиксации факта столкновения автомобиля существуют специальные приборы – датчики удара.
Ранее, дополнительные системы безопасности (SRS) использовали удаленные датчики, которые располагались в передней части автомобильного кузова для фиксации факта столкновения. Фронтальное столкновение фиксировалось посредством двух датчиков. Подобные системы получили название «систем с распределенными датчиками».
Столкновение автомобиля сопровождается отправлением с датчиков сигнала на блок DCU, внутри которого находится дублирующий «датчик безопасности», соединенный последовательно с датчиками удара. Если столкновение автомобиля зафиксировалось одним из датчиков удара и дублирующим «датчиком безопасности», то сигнал, оповещающий о столкновении, будет обработан блоком DCU. В автомобилях, которые выпускаются в последнее время, предусмотрено расположение фиксирующих столкновение датчиков, внутри блока DCU, а системы безопасности подобного типа называются «системами с центральным датчиком удара».
Во всех системах подушек безопасности применяют два, последовательно соединенных, датчика удара. Каждый из них программируется (настраивается) так, чтобы определять достаточность силы удара автомобиля для срабатывания подушек безопасности. Дублирующий «датчик безопасности» настраивается таким образом, чтобы срабатывать при величине отрицательного ускорения (примерно 1,5 g), меньшей, чем для датчиков удара. О быстром замедлении автомобиля, дублирующий датчик посылает подтверждение блоку DCU. Чтобы произошло воспламенение пиропатронов подушек безопасности, необходима активация обоих датчиков (удара и дублирующего). Это является гарантией того, что обычная неисправность в системе SRS не приведет к случайному срабатыванию подушек. В результате, безопасность системы SRS возрастает.
В случае оснащения автомобиля боковыми подушками безопасности, устанавливаются также датчики бокового удара, осуществляющие фиксацию бокового столкновения.
Электропроводка
В дополнительной системе безопасности (SRS) электропроводка предназначена для соединения составляющих ее компонентов. На ранее выпускаемых автомобилях электропроводка системы SRS выполнялась отдельно от электрической проводки передней панели или систем кузова, она подлежала идентификации по особому цвету оболочки (желтая или желтая с черным). Для современных автомобилей характерно интегрирование электропроводки системы SRS в общую автомобильную электрическую проводку.
Электропроводка системы SRS разделена на две электрические цепи. Первая осуществляет подачу напряжения к блоку DCU от аккумуляторной батареи, и характеризуется напряжением 12 В. Другая цепь, соединена с «цепью воспламенения», она передает от встроенных в блок DCU конденсаторов, заряд воспламенения на пиропатроны устройств безопасности. В «цепи воспламенения» напряжение обычно составляет 25 В.
Важно предотвращать и не допускать возможные повреждения электропроводки системы SRS, так как короткие замыкания в цепях или обрывы приводят к неисправности системы и непредусмотренному срабатыванию ее компонентов.
Исключено подключение к электрической проводке системы SRS каких-либо автомобильных аксессуаров, в частности, мобильных телефонов. Также следует соблюдать осторожность при попытках самостоятельной наладки электропроводки, в случае ее неисправности. Ремонт электропроводки системы SRS требует осторожности, особенно внимательно следует уделять тому, чтобы ее провода не были пережаты или перетерты. Необходимо также проверить надежность присоединения различных электрических разъемов к проводам. Срабатывание преднатяжителя ремня или подушки безопасности сопровождается выделением большого количества тепла газогенератором. Высокие температуры, возникающие в результате этого, могут негативно воздействовать на находящиеся вблизи электроразъема газогенератора, участки электрической проводки системы SRS.
Случается, что появившиеся повреждения, можно увидеть снаружи. Важно после срабатывания преднатяжителя ремня или подушки безопасности, произвести замену электропроводки. Это обеспечит предотвращение возможных неисправностей в системе SRS.
Поворотный контактор ступицы рулевого колеса
За обеспечение надежности электрического контакта между неподвижной рулевой колонкой и вращающимся рулевым колесом, отвечает поворотный контактор, являющийся составляющей частью системы SRS. Располагается данный элемент позади рулевого колеса, где соединяет модуль фронтальной подушки безопасности с рулевой колонкой посредством электрической проводки системы SRS.
Конструктивное исполнение
Поворотный контактор содержит внутри себя спирально уложенную токопроводящую ленту, которая напоминает немного часовую пружину. Таким образом, центральная часть контактора получает возможность совершать вращательные движения синхронно с рулевым колесом, другая часть при этом находится в положении фиксации на рулевой колонке. Возможно присоединение к поворотному контакту электроцепи звукового сигнала, органов управления аудиосистемой и системой круиз-контроля.
Поставляется поворотный фиксатор зафиксированным всегда по центру. Демонтаж или установку его на необходимое место производится только при положении рулевого колеса «для движения прямо вперед». Прежде чем произвести демонтаж поворотного контактора и получить доступ к его внутренней части, следует убедиться, в «прямом» положении рулевого колеса и совмещении меток на поворотном контакторе и рулевой колонке.
- корпус внешний;
- разъем электрический;
- корпус внутренний;
- шпилька приводная;
- удерживающий рычаг;
- разъем электрический.
Визуальный сигнализатор неисправности
Расположение визуального сигнализатора неисправности системы SRS предусмотрено на приборной панели или модуле фронтальной подушки безопасности для водителя, и зависит от варианта системы SRS, использованного для оборудования автомобиля. Предназначение сигнализатора заключается в информировании водителя о состоянии, в котором пребывает дополнительная система безопасности. Управляет работой сигнализатора блок DCU.